Экспертиза по 44-ФЗ
Что такое экспертиза по 44-ФЗ
Экспертиза по 44-ФЗ относится к проведению экспертных исследований в рамках Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Этот закон устанавливает правила и процедуры государственных и муниципальных закупок, а также предусматривает возможность проведения экспертизы для оценки соответствия предложений и требованиям, установленным в закупочной документации.
В каких случаях и как проводится экспертиза товаров и услуг при закупке, кто уполномочен её проводить, и что будет исследоваться в ходе экспертизы?
Независимая экспертиза по 44-ФЗ инициируется заказчиком услуги, товара или работы – федеральным, государственным или муниципальным предприятием.
С введением 44-ФЗ, участники государственных закупок обязаны привлекать экспертные организации к проведению независимой экспертизы при приемке поставляемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг, закупленных у единственного поставщика.
(Федеральный Закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 01.01.2014)
«Экспертиза по 44-ФЗ» или «экспертиза по гос. закупке» - это процедура, которая проводится при приемке товара, услуги или работы в соответствии с требованиями указанного выше закона. Главной задачей данного вида экспертизы является установление соответствия выполнения государственного контракта всем перечисленным в нем условиям. Экспертиза по 44-ФЗ должна также выявлять и фиксировать имеющиеся недочеты и расхождения с условиями контракта, обнаруженные при приемке товара или услуги.
В ходе проведения экспертизы проверяются следующие условия контракта:
- Соответствие поставляемого товара характеристикам, указанным в спецификации;
- Количество товара или объем выполненной работы по закупке;
- Соответствие качества товара или проделанной исполнителем работы;
- Срок исполнения обязательств поставщиком по контрактной закупке;
- Исполнение иных обязательств, обозначенных в гос. контракте.
Вопрос несоответствия фактических данных и данных, обозначенных в контракте, также регулируется 44-ФЗ в части взаимодействия заказчика и поставщика, а по результатам экспертизы составляется заключение с выводами по вопросам, поставленным на разрешение.
Однако в ходе экспертного исследования, когда выявляются существенные отклонения от условий контракта и сторонам не удается урегулировать спор путем переговоров, дело доходит до судебного разбирательства. В этих случаях назначается судебная экспертиза, а права заказчика в получении качественного товара или услуги оспариваются в суде.
Экспертиза отвечает на следующие вопросы:
- Соблюдение ли заказчиком требований 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупочных процедур?
- Соответствуют ли документы и процедуры, связанные с закупками, требованиям законодательства и нормативных актов, вытекающих из 44-ФЗ?
- Правомерно ли применение методов и процедур при заключении государственных или муниципальных контрактов с учетом требований 44-ФЗ?
- Правильно ли проведение открытых конкурсов, запросов котировок, аукционов и других процедур в соответствии с 44-ФЗ и соответствующими нормативными актами?
- Соблюдаются ли требования к составлению документации по закупкам и ее публикации в единой информационной системе?
- Реализуется ли принцип прозрачности и открытости при проведении закупочных процедур?
- Определяется ли стоимость контракта правильно и с учетом требований 44-ФЗ?
- Соблюдаются ли процедуры оценки и выбора поставщиков, подрядчиков или исполнителей в соответствии с требованиями 44-ФЗ?
- Соблюдаются ли права участников закупочных процедур в соответствии с 44-ФЗ?
- Возникли ли нарушения или несоответствия в ходе проведения закупочных процедур, которые могут потенциально повлечь юридические или финансовые последствия?
Экспертиза по 44-ФЗ проводится для оценки соответствия закупочных процедур требованиям законодательства и обеспечения прозрачности, справедливости и эффективности государственных и муниципальных закупок.
Экспертиза по закупкам 44-ФЗ может быть внутренней или внешней.
Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ реализуется комиссией, состоящей из компетентных сотрудников предприятия заказчика. Однако она не считается беспристрастной, и поэтому в большинстве случаев проводится внешняя экспертиза.
Внешняя экспертиза, которая в соответствие со ст. 41, 44-ФЗ выполняется сторонним физическим или юридическим лицом и регулирует отношения между заказчиком и поставщиком в части осуществления государственных закупок.
Экспертиза по 44-ФЗ при осуществлении гос. закупок, устанавливает следующие факты:
- Соответствие компании-поставщика списку требований заказчика;
- Соответствие фактического объема и качества услуг, заявленному в контракте объему и качеству;
- Выполнены ли этапы работы в порядке, который обозначен в контракте?
- Имеются ли при приемке работ несоответствия или отступления от требований контракта?
- Соблюдение установленного контрактом на закупку срока;
- Соответствие количественных и качественных характеристик работ, товаров и услуг на каждом этапе (в каждой партии) реализации контрактных обязательств по закупке;
- История взаимодействия заказчика и поставщика в гос. закупке, в том числе наличие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков.
Когда назначается экспертиза по 44-ФЗ?
Экспертиза по 44-ФЗ, проводится экспертами нашего ЦЕНТРА в следующих случаях, в том числе по определению суда, по следующим направлениям и видам деятельности:
- Производство товаров/услуг/работ, реализуемых учреждением уголовно-исполнительной системы;
- Поставка и транспортировка культурных ценностей только для государственных и региональных учреждений культуры, в том числе фондов культурного наследия;
- Оказание услуги по организации мероприятия, которое удовлетворяет нужды двух или более заказчиков;
- Заключение ФСИН и подконтрольными органами контракта на поставку товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов;
- Заключение ФСИН и подконтрольными органами контрактов по трудоустройству осужденных;
- Покупка нежилого здания или помещения с целью удовлетворения нужд федеральных, муниципальных органов власти;
- В случае признания закупки по гос. контракту несостоявшейся процедурой;
- Поставка оборудования, основных средств, программного обеспечения государственным или муниципальным образовательным учреждениям;
- Медицинские процедуры для гражданина РФ за границей России;
- Покупка жилых помещений или освоение территории для строительства жилого здания Федеральными и муниципальными ОИВ, ОМСУ;
- Закупка изделий народного промысла (художественное наследие);
- Выполнение инженерных изысканий, оформление проектной документации по реализации проектов переработки отходов, заказываемое муниципальными органами власти.
В ходе исследования экспертом изучается вся сопроводительная документация, указанная в контракте на закупку и установленная требованиями 44-ФЗ.
Эксперт отвечает на поставленные вопросы и решает только те задачи, которые были поставлены в техническом задании именно для этой закупки. Количество и сложность вопросов определяет стоимость экспертной работы. Время, требуемое для проведения экспертизы, согласно 44-ФЗ, не ограничено.
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТА
Получите ответы на вопросы по экспертизе. Оставьте заявку.