Подробнее о рецензии на психолого-педагогическую экспертизу
Рецензирование результатов экспертизы, полученных в процессе проведения судебной психолого-педагогической экспертизы, по своей природе не является новым видом или повторной экспертизой, так как никаких дополнительных исследований, как правило, не проводится. Однако рецензия на ранее выданное заключение является универсальным способом проверки обоснованности выводов, если у суда или заинтересованной стороны возникли сомнения в их объективности. Особенно, если речь идет о разрешении дел и судебных споров в отношении воспитания общих детей при разводе супругов.
По своему значению рецензия на психолого-педагогическую экспертизу – это документ, который содержит экспертную оценку результатов уже готового заключения и является универсальным инструментом для опровержения ложных выводов, полученных в результате ошибок, нарушений и неверно выбранных методик исследования. Рецензия на заключение эксперта выдается после проведения нового исследования, объектом которого является первичное заключение экспертизы. Новое исследование проводится экспертом, который обладает знаниями в области детской психологии, опытом практической работы психологом в детских учреждениях, а также опытом клинической работы в качестве эксперта-психолога.
Таким образом, рецензия на судебную психолого-педагогическую экспертизу - это заключение высококвалифицированного специалиста или комиссии из нескольких специалистов, отвечающее на вопрос о корректности, полноте и состоятельности выводов представленного ранее заключения.
Цель рецензирования психолого-педагогической экспертизы
Основная задача, которая решается в процессе рецензирования экспертизы - это оценить качество проведенного исследования, выявить недостатки и упущения, нарушения методических указаний, регламентов и норм законодательства, подвергнуть в связи с этим сделанные экспертом выводы. Корректность выводов психолого-педагогической экспертизы имеет крайне важное значение, так как от её выводов будет зависеть психическое здоровье и гармоничность развития ребенка.
Для чего нужна рецензия на судебную экспертизу?
Психолого-педагогическая экспертиза, как один из самостоятельных видов профессиональной деятельности практического психолога, представляет собой метод специальной психодиагностики в сфере семейного воспитания и образования. Однако, как показывает судебная практика, очень часто заключение эксперта по различным причинам не устраивает ту или иную сторону, в связи с тем, что достоверность выводов эксперта опирается на обобщение реакций ребенка в стрессовой ситуации, а не на особенности подростковой психологии и системный анализ их поведения. В этих сложных обстоятельствах эксперт, проводящий первичную экспертизу, может допустить ошибку и сделать необоснованные выводы. Рецензия однозначно укажет на все упущения и подвергнет сомнению первичные выводы экспертизы.
Чтобы оспорить результаты судебной экспертизы необходимо направить в суд соответствующее ходатайство о назначении повторной или дополнительной экспертизы. Однако в связи с субъективностью и заинтересованностью одного из родителей ребенка в других результатах, в назначении повторной экспертизы могут отказать. Доказательством, подтверждающим причины несогласия, может стать рецензия, составленная опытным экспертом, в котором аргументированно доказывается необоснованность выводов. Рецензия, приложенная к ходатайству, существенно повысит вероятность того, что суд примет к рассмотрению Ваше обращение и назначит повторную или дополнительную судебную экспертизу.
Вопросы, на которые отвечает рецензия на психолого-педагогическую экспертизу:
- Были ли экспертом учтены особенности и соблюдены правила общения с несовершеннолетним при проведении беседы с психологом, установленные законодательством?
- Было ли проведено экспертное исследование и даны ответы на поставленные вопросы в полном объеме?
- Соблюдены ли принципы объективности и беспристрастности эксперта при подготовке заключения?
- Аргументированы ли выводы в экспертном заключении, нет ли противоречий между исследовательской частью и выводами?
- Правильно ли были применены методы/методики исследования для ответа на поставленные вопросы?
- Соответствует ли квалификация эксперта установленным действующими правилами и нормами требованиям для проведения исследования?
- Были ли соблюдены нормы закона и положения других нормативно-правовых актов при проведении исследований и подготовке заключения?
Характерные ошибки в экспертных заключениях
Производство судебной психолого-педагогической экспертизы в случае развода супругов включает комплексное изучение взаимоотношений между бывшими супругами, семейных традиций, отношений с родственниками, а при необходимости, изучение психологической ситуации в воспитательном учреждении. Однако некоторые важные детали из материалов дела, которые требуют экспертного изучения, остаются без внимания или требуют более глубокого системного анализа. Среди таких деталей можно отметить:
- Отсутствие подтверждающих сведений, описывающих характер семейных отношений ребенка с родителями.
- Отсутствует обоснование выводов эксперта, полученное в аналитической части заключения в отношении опекунов и родственников.
- Отсутствует последовательность и логические связи с выводами заключения.
- Отсутствие у эксперта необходимого специального образования и стажа работы в области детской психологии для проведения экспертизы.
- Поставленные на разрешение вопросы не соответствует уровню компетенции эксперта, области его специализации, документам об образовании.